Перевести страницу

МУК "МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛАХОВКА" 

Малаховка, ул. Шоссейная, д.40с2.

Часы посещения: вторник - суббота, 11:00 - 17:00. 

Доклад на тему: «СЛУЖАЩИЕ МОСКОВСКО-РЯЗАНСКОЙ (КАЗАНСКОЙ) ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И ИХ РОЛЬ В КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ ИСТОРИИ МАЛАХОВКИ»

Доклад на тему:

 «СЛУЖАЩИЕ МОСКОВСКО-РЯЗАНСКОЙ (КАЗАНСКОЙ)  ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

И ИХ РОЛЬ В КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ ИСТОРИИ МАЛАХОВКИ»

 

 

  VIII Музейные чтения «Люди, события, факты»

МУК «Музей истории города Бронницы»

19 октября 2017 года

 

 

 

Докладчик –

зав. научно-просветительским отделом  Д. В. Давыдова

 

 

 

Адрес музея: городской округ Люберцы,

посёлок Малаховка, ул. Шоссейная, д. 40.

Телефон: 8 (495) 501-42-44

 

 

2017 год

 

СЛУЖАЩИЕ МОСКОВСКО-РЯЗАНСКОЙ (КАЗАНСКОЙ)  ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

И ИХ РОЛЬ В КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЯХ ИСТОРИИ МАЛАХОВКИ

 

Для развития Малаховки весьма важное значение имело открытие Рязанской железной дороги.  Строительство было вызвано важными экономическими интересами. В 1858 году было разрешено производить изыскания к устройству железной дороги от Москвы до Саратова «с высочайшего Его Императорского Величества соизволения». 9 июня 1860 года было утверждено направление дороги между Москвой и Коломной, а уже 11 июня на этом участке начались работы. Движение поездов было разработано левосторонним до Рязани; таковым оно сохранилось до наших дней. С самого начала сооружались 6 промежуточных станций: Люберцы, Быково, Раменское, Фаустово, Воскресенское и Пески. Спустя полтора года после начала строительства, в январе 1862 года, появилась возможность проехать по головному участку пути. Первый пробный рейс был совершён по только что проложенному пути – от Москвы до села Раменское. А в июле 1862 года уже было открыто движение поездов до самой Коломны. С этого времени по дороге стали ежедневно ходить две пары товарно-пассажирских поездов.

Объём перевозок непрестанно возрастал, появлялись новые станции. После открытия движения на Московско-Казанской железной дороге стало развиваться дачное строительство. Наиболее популярным среди дачников стал район Томилино-Быково.

В 1880 году открылась пассажирская остановка дачных поездов на 27-й версте, которую назвали Малаховкой по имени ближайшего населённого пункта, Соколово-Малахово, от которого дорога прошла в одной версте. Ближайшими станциями были Люберцы (на 19-й версте) и Быково (на 31-й версте). Вблизи этой платформы со временем возник дачный поселок Малаховка.

Служащие дороги пользовались бесплатным проездом и составляли значительную часть пассажиров в первые годы застройки посёлков. Их доля в общем числе пассажиров в 1903 году составляла 40%, в 1908 году 35% и в 1911 году 27%. Кроме того, Правление Общества уделяло серьёзное внимание материальному положению своих служащих. В Москве для работников железной дороги было построено несколько домов, однако городские квартиры по сравнению с частными домами, по мнению Правления, имели ряд неудобств. Хорошее и комфортное жильё по невысокой цене служащие могли найти лишь в отдельном подмосковном посёлке. Своим служащим Правление дороги предоставляло льготные условия для строительства дач: выдавало ссуды, наряды на бесплатную перевозку строительных материалов. Наталия Николаевна Чебышева вспоминала о жизни железнодорожников в Малаховке так: «В Малаховке почти с момента её возникновения жили главным образом служащие на железной дороге, так как владельцам (магнатам железной дороги) выгодно было заселять станции. <…> Служащим предоставлялась льгота на провоз стройматериала. Сосновые брёвна – сухие, не ставные, привозили из-под Рязани. Поэтому дома были долговечны. Железнодорожники знали друг друга»

Железнодорожные служащие, будучи первыми постоянными жителями Малаховки, играли важную роль в жизни посёлка и приняли участие в основных событиях его дореволюционной истории. Особенно выделим несколько семей.

Чебышевых. Сергей Иванович Чебышев был начальником отдела налогов и сборов Казанской железной дороги, позже – казначеем в школе над оврагом.  Получил участок, построил дом в 1896 году. Дом сохранился, но без террасы, над которой возвышалась башенка. Его брат Николай Иванович Чебышев – тоже был железнодорожником. Не имел высшего образования, занимал небольшую должность, вроде помощника бухгалтера. Построил дом для себя и дом для своей матери (Южная улица и Тургеневский проезд). Имел большую семью. Дочери: Нина, Мария, Ольга, Наталья, Валентина и самая младшая – Елизавета.

Шепель. Недалеко от Чебышевых, на улице Южной, жила семья Шепель. Вот фотография их дома.

Мыслины. Многие малаховцы знают весьма приметный дом архитектора В. А. Мыслина (Советская, 15) неподалёку от Петропавловской церкви. Спроектировал дом сам хозяин – железнодорожный инженер А. М. Мыслин. Дом построен в лучших традициях дачной архитектуры, деревянный, с резьбой на фронтоне, большими окнами.

Черниковы – семья, жившая в Малаховке на ул. Толстого. Семья эта была крестьянско-купеческого происхождения. Сергей Николаевич Черников окончил военно-инженерное училище. Некоторое время работал на Казанской железной дороге, а затем на электростанции Грюнберга в Малаховке; устанавливая электропроводку на одной даче в Малаховке, на террасе он видел эсерку Фанни Каплан, предположительно совершившую покушение на В. И. Ленина на заводе Михельсона. С 1919 по 1922 год он работал электротехником на электростанции Красковской больницы, а с 1922 года осветителем Летнего театра. Его сестра Наталия стала сестрой милосердия в Красковской земской больнице. Во время Первой мировой войны некоторые жители брали поправляющихся раненых к себе домой. Так же поступали и Черниковы; за больными ухаживала Наталия.

Кравец и Поликарпов. По воспоминаниям Арии Карловны Куршевиц, архитектора и краеведа, одной из собирателей общественного музея, большая дача на углу ул. Советской, где был красивый сад и декоративные ели, принадлежала архитектору Кравецу, работавшему в правлении Казанской железной дороги. Улица Малая Коренёвская, вблизи Коренёвского шоссе, с односторонней застройкой из 12 дач фасадом в сторону большого хвойного лесного массива, заканчивалась большой благоустроенной 2хэтажной дачей, где постоянно жила семья инженера правления Казанской железной дороги Н.Н. Поликарпова: «старшая дочь Наталья Николаевна была учительницей музыки и занималась со мной».

Многие ключевые для Малаховки события или начинались с инициативы железнодорожных служащих, или не обходились без их участия:

1) Малаховка театральная. Неповторимую прелесть и самобытность придавал малаховской дачной жизни Летний театр, где часто выступали известные артисты, ставились спектакли, соответствующие столичному уровню. Первое упоминание о какой-либо театральной жизни в Малаховке – журнал «Театрал» за 1986 год: «Управление Московско-Казанской железной дороги, желая доставить рабочим дороги развлечения, предполагает устроить для них в течение рождественских праздников несколько бесплатных спектаклей. Любителями из служащих управления дороги представлены будут «Женитьба» и «Ворона в павлиньих перьях», причем в антрактах будет играть собственный оркестр п/у г. Шеффера. Спектакли будут устроены в помещении мастерских дороги и состоятся 27 и 30 декабря, а затем 2 и 3 января будущего года».

Журнал «Театрал» за 1987 год: «В дачной местности Малаховка (в 27 верстах от Москвы по Моск.-Каз. ж/д) кружок любителей, преимущественно из служащих названной дороги, в истекшее лето дал 7 спектаклей. Постановка отличалась тщательной срепетовкой и общим ансамблем. <…>. Ввиду успешного начала предполагается построить в будущем году в Малаховке закрытый театр и ставить в нем спектакли еженедельно». В антракте, несмотря на мокрый грунт, подростки и юнцы с наивными девицами танцевали и резвились без устали. Площадка перед сценой (с местами для публики), а равно и небольшой садик были переполнены публикой. Очень хорош оркестр». 10 марта 1904 года артист Григорий Степанович Васюченко-Галицкий подал прошение в Строительное отделение Московского Губернского Правления о разрешении на строительство театра, и театр был построен в 1904 году.

2) Конка.На заседании Правления Общества Московско-Казанской железной дороги в 1899 году было рассмотрено «Дело о сооружении подъездного конно-железнодорожного пути общего пользования к платформе Малаховка». Для улучшения развития дачной жизни в Малаховке правление утвердило соглашение с владельцем земли, кандидатом права Алексеем Дорофеевичем Соколовым по вопросу строительства конки в пределах его владения в «сельце Малаховка». Предполагалось, что конная железная дорога будет эксплуатироваться в течение летнего дачного сезона – с 1 мая по 1 сентября. Тариф на всё протяжение линии составлял 5 копеек, а на половину пути – 3 копейки при ежедневной перевозке в оба конца 250 пассажиров.Правление имело в виду, что на тот момент во владениях Соколова насчитывалось около 200 дач и что «конно-железная дорога, помимо преимущественного передвижения по сообщению дачников между собою и с купальнями на реке Македоновка, может рассчитывать не менее, как на одного пассажира с каждой дачи, что даст 200 пассажиров в день с ежедневною выручкою в 16 рублей». В договоре с А. Д. Соколовым рассмотрены в мельчайших подробностях все детали эксплуатации земли и условия постройки дач вблизи конки.Одним из аргументов в пользу устройства конки указано удачное расположение посёлка, «по своей возвышенной и весьма сухой местности представляющего все данные для успешного развития дачных поселений», но активное строительство дач может развиваться только при наличии удобного пути сообщения со станцией Малаховка. С большим вниманием в документах рассмотрены варианты заводов, которым Общество предполагало заказать вагоны для конки, и среди них даже был устроен своеобразный «тендер», в котором победил Коломенский завод. Протяженность конки составляла 3,2 версты, длина перегонов – 1,6 версты, ширина колеи – 5 футов, скорость движения – 5 вёрст/ час, стоимость строительства составляла 2000 рублей. Конка была разобрана ориентировочно в конце 1910-х.

3) Гимназия. До 1908 года в Малаховке существовала лишь церковно-приходская школа при Петропавловском храме. Дальнейшее образование малаховские дети получали в гимназиях Москвы. Но шло время. Росла не только Малаховка, росли и соседние посёлки по обе стороны Малаховки вдоль железной дороги. Немало было детей рабочих и служащих близлежащих предприятий, самой железной дороги и т.д. Эти обстоятельства и породили мысль создать здесь среднее учебное заведение. Инициатором был врач Красковской больницы Михаил Самойлович Леоненко. Увлекли и писателя Николая Дмитриевича Телешова. Врач Леоненко и писатель Телешов вместе поехали в Петербург к министру народного просвещения Кассо. 30 июля 1908 года последовало распоряжение об открытии среднего учебного заведения в посёлке Малаховка с курсом мужских гимназий для лиц обоего пола. Официально школа называлась «Красково-Малаховское средне-учебное заведение». Из числа состоятельных, влиятельных, имеющих большие связи и особо энергичных лиц был образован «Комитет Общества устройства загородного средне-учебного заведения смешанного типа близ станции Красково-Малаховка». Председателем комитета был М. С. Леоненко. Попечительницей Малаховского средне-учебного заведения Общество выбрало Е. А. Телешову, а почётным председателем Комитета – Н. Д. Телешова. Членами комитета являлись 290 человек, в том числе: С. И. Чебышев, П. П. Медоусов – рядовой железнодорожный служащий, сумевший повлиять на правление Московско-Казанской железной дороги и включить его в состав членов Общества. По сути дела, Правление Московско-Казанской железной дороги являлось шефом гимназии, помогало ей регулярно, изо дня в день, из года в год. Рабочие и служащие дороги перевезли и доставили строительные материалы от изготовителей до места застройки. Их участие представляло подлинный факт личного труда, ибо машинисты должны были совершать лишние рейсы, а диспетчеры должны были ввести их в расписание движения поездов. Помощь железной дороги этим не ограничивалась. По финансовой отчётности видно, что Правление дороги ежегодно отпускало Комитету Общества пособия не менее 600 руб., ежедневно отвозило на занятия и с занятий учащихся, живших вдоль линии железной дороги.

В 1910 году из частных зимних дач Дейстфельда и Давыдова учащиеся были переведены в новое светлое, просторное двухэтажное здание. На 1914/1915 учебный год всего учащихся вместе с приготовительными классами в школе числилось 198 учеников. В школе работали педагоги высокой квалификации, эрудированные и, по сути, обладающие энциклопедическими знаниями, расширенная программа по изучению основ наук сочеталась с трудовым обучением. Из стен школы вышли выдающиеся деятели науки и культуры. Сейчас в здании бывшей гимназии находится средняя школа № 48.

4) Фотохроника Малаховки. Говоря о дореволюционной Малаховке, мы непрменно обращаемся к фотографиям из наследия Алексея Тимофеевича Саладина. Живя на станции Люберцы,  Алексей Тимофеевич поступает в Управление Московско-Казанской железной дороги на должность  делопроизводителя. После возвращения из ссылки (за участие в событиях 1905 года) Саладин поселился с семьей в селе Раменское, где работал мелким чиновником на железнодорожной станции. Образцом краеведческой литературы можно считать его «Путеводитель по пригородным и дачным местностям до станции Раменское Московско-Казанской железной дороги». Саладин  очень любил  Красково, Удельную, Быково, Малаховку: «Дача – не мода и не безразличное удовольствие, а потребность нашего организма, нуждающегося хотя бы время от времени в чистом и богатом кислородом воздухе, солнце, купании и хорошей, не зараженной воде». Саладин, в своих Малаховских «этюдах», запечатлел достопримечательности дачного посёлка по обе стороны от дороги, некоторые из них дошли до нас в почти первоначальном виде, а другие канули в лету.

После Октябрьской революции многие дачи были национализированы. В годы индустриализации в пустующих дачах расселили значительное число вновь приехавших в Москву рабочих.Возникло несколько дачных посёлков для работников различных отраслей: Красная Звезда, Мосдачтрест, Май, Обрабпрос. В результате всего этого состав населения сильно изменился, и служащие Казанской железной дороги перестали быть столь многочисленной и авторитетной группой населения. Но и в 20-е – 30-е годы железная дорога представляла жильё своим служащим на северной и южной сторонах Малаховки (ул. Некрасова, Рельсовая и др.)


Нет комментариев Добавить комментарий