Перевести страницу

МУК "МУЗЕЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МАЛАХОВКА" 

Малаховка, ул. Шоссейная, д.40с2.

Часы посещения: вторник - суббота, 11:00 - 17:00. 

Статьи

Подписаться на RSS

В Дождь по Малаховке или живописный Экскурс/ Призвание: Экскурсовод

Итак, наша вылазка, с целью наглядного изучения окрестностей городского поселения Малаховка, началась! Это было довольно хмурое субботнее утро 11 июня, не предвещавшее собой ничего прекрасного. Сбор возле КДЦ Союз. Встретили нас торговые палатки прямо у входа культурно-досугового центра, да еще среди них легковая машина вдалеке, из которой минут через пять нашего стояния медленно открылось окно и практически в нашу сторону полетел плевок. Что выражал сей знак неизвестно, видимо реакция чего-то торгового на что-то культурное… однако мы остались верны затеи, да и дождик напугал не всех – нас было все же пятеро, и по традиции мы оказались в тельняшках. Несколько прекрасных дам (в числе которых и сам экскурсовод) и Ваш покорный слуга, описывающий сие событие. Центр на южной стороне, Дарья Валерьевна наш экскурсовод, делает жест рукой в направлении Железной Дороги, знаменуя начало путешествия, и, обращая наше внимание, на главный по сути аспект существования данного места в его развитом виде. Да, железная дорога начало начал Малаховки! Это конец 19 начало 20 века – расцвет дачной жизни. Малаховка была наиболее популярна на Казанском направлении. Две речки, озеро, леса, а главное люди – все здесь особенное.

Первые застройщики – работники КЖД. Самые старые дома- железнодорожников. Они брали их в рассрочку на хороших условиях. Узнаем мы, от вещающей в микрофон Дарьи, звонкий голос которой будто наполнил пустоту вокруг нас особым смыслом, открывающимся в назывании увиденного. Интерес нарастает, хочется идти дальше по новой дороге, которую открывает для нас экскурсовод. Дальше и дальше к новым открытиям.

Первые из дач принадлежали заводчику Ф.Шпигелю (одноэтажные деревянные дома не сохранились 1885г).

А вот, двухэтажное здание, обитое сайдингом, недалеко от центра, предстало перед нами во всей красе. Это бывший аптекарский магазин Шлезингера, только вдумайтесь: постройка ориентировочно более чем столетней давности, этот дом сохранен на фото Саладина, сделавшего в свое время наиболее известные фотографии Малаховки и иного Подмосковья. Человека, кстати, потрясающей скромности и усердия, завещавшего свои работы последующим поколениям.

Далее наш путь лежал в Московскую Государственную Академию Физической Культуры. Встретили нас на входе две удивительные хранительницы: огромные старые лиственницы, раскидистые ветви которых точно крылья эпохи говорят нам об ином времени и иной жизни здесь. Они наверняка помнят Телешова и его знаменитых гостей. Н.Д.Телешов был тогда уже известным писателем в Москве, но наиболее известен он как создатель в 1890-х годах литературного кружка Среды. Примечателен факт становления его как писателя, в котором непосредственное участие принял не кто-нибудь, а Антон Павлович Чехов, который на вопрос как стать писателем, посоветовал тогда еще неизвестному начинающему писателю проехать по России на железной дороге и непременно третьим классом. Идем по территории МГАФК , именно здесь находились те самые летние и потом уже зимние дачи, в которых собирался цвет прозы тех лет Бунин, Андреев, Куприн, Горький…к сожалению деревянный дом не сохранился, остался лишь зимний каменный, в котором большей часто гостил Шаляпин. Но он в свою очередь, тоже был пишущим человеком, известна его книга «Маска и Душа». Все это творческое крыло южной части Малаховки можно отнести к направлению реализм. Владельцем южной стороны тех лет был некто Аллей, англичанин у которого было несколько производств в Москве. Есть сведения, что он был готов выделить средства для строительства православной Церкви, но не успел, в 1901 году он умирает. А наследница хотела поскорей продать дом, и в дневнике Телешовой находим: «приехала m-me Аллей, и мы купили Малаховку». Но его мы не увидим, в 1980-х г. он был разобран. В нем кстати отдельная комната принадлежала Бунину. Известен случай, когда его все не было, и Телешов звонил Бунину и «угрожал», что комнату его замурует, а вино все выпьет сам! Это было в переписке – Бунин долго не приезжал, хотя Телешов его пригласил. Это место оказало влияние на написание некоторых произведений при непосредственном участии Елены Андреевны. Однажды гуляя под вечерним небом, любуясь звездами и ожидая Николая Дмитриевича она рассказывала Леониду Андрееву что-то о созвездиях. Которого в одно мгновение посетила идея пьесы «К звездам», где высоко на горе живет нелюдимый ученый-астроном, а внизу происходит революция. И им нет никакого дела друга до друга. Показательна так же история создания «Изумруда» Куприна. Однажды он заехал к Николаю Дмитриевичу и не застав его разговорился с его супругой. Оказалось, что они оба очень любят животных и особенно лошадей. А в то время в Москве было много разговоров о непобедимом рысаке Рассвете, таинственно погибшем. При встрече он сказал Телешову: «теперь ведь куда не придешь, везде один разговор: Ах, Бунин! Ах, Андреев!..а мы хорошо и с удовольствием поговорили о лошадях». Эта история и ее обсуждение так впечатлила, что вскоре он действительно написал своего «Изумруда», вызвавшего восторженный отзыв Л.Толстого.

Мы все больше окунаемся в мир Малаховки, а это только начало! Но перед нами уже не просто достопримечательности, а истории, книги и судьбы…Строительство красного дома велось с 13-го по 15-ый год. Здесь бывали Шаляпин, Немерович-Данченко, часто актеры МХАТа, Бахрушин. Конечно тому, кто в первый раз идет таким экскурсионным путем, становится не по себе от сияния созвездий, который, впрочем, начинают притягивать все сильней.

Сейчас в этом каменном сохранившемся здании находится одна из кафедр МГАФК. Рядом находилось так же здание, которое горело в свое время, было в плачевном состоянии и которое 6 декабря 2013 г. окончательно снесли, но несколько кирпичей, датированных годами начала 20 века, все же удалось сохранить – они находятся в малаховском музее.

Известны так же несколько зданий ранее в с.Колонец, принадлежавшим Быково, ныне в городе Жуковский, на территории Пантелеимоновского прихода, ценных с исторической точки зрения, которые проектировал архитектор Виктор Гашинский, а основали чета Телешовых. Но это отдельная история.

После революции дома эти в Малаховке у Телешовых были отобраны, они перехали в Москву. В 1928 году их передали под Педагогический техникум, а затем преобразовали в нынешний МГАФК, у которого своя вот уже 90-летняя славная история. Уходим отсюда с двояким чувством, точно покидаем это место вслед за Телешовыми.

Оказываемся на Республиканской улице, да, тот самый Покровский Проспект (до Революции). Вообще проспекты отдельная тема, был ведь еще и Невский – излюбленное место прогулки Малаховчан. Так незаметно постепенно подходим к Гос. Даче Плоховое. Имя данному месту дал одноименный лес. Доподлинно неизвестно почему такое название, но выдвигаются две гипотезы: в плане климата (влажность от речки) и не урожайности от заболоченности мест.

Детская Еврейская Колония (несколько домов) организована на основе еврейской общины еще до революции, которая в 1919 году была реорганизована коммунистом Шварцманом. В 1920 году сюда приезжал Марк Шагал. Он жил на даче Соколовой предположительно на Республиканской14. Воспитанники очень любили своего учителя, и уже будучи сами пожилыми людьми отправили ему открытку с 90-летием! Шагал был тронут. Сейчас от тех домов ничего не осталось в них упала бомба в ВОВ.

Идем дальше проходим потрясающую поросль кленов, которые разрослись между узкой асфальтированной дорогой и забором дома, точно укрывая его. Вообще природа точно оберегает дома, склоняется к ним. Собинов Леонид Витальевич репетировал здесь на даче. Дочь хозяев дачи вышла замуж за Ловачева, краеведа, создателя большого архива и инициатора создания Музея.

Лиля Брик жила здесь недалеко от дома Шагала. Маяковский встречался с ней здесь в 1915 году, хотя он был увлечен в то время ее сестрой.

Выходим на Центральную улицу, здесь находится Интернат для слабовидящих детей.

Выходим на улицу Комсомольская и обнаруживаем с совместным обучением мальчиков и девочек Гимназию, ту самую что Михаил Самойлович Леоненко задумывал в Красково. Его поддерживает Телешов, и они вместе едут в Петербург к министру просвещения за разрешением на постройку. Которое они получили 30 июля 1908г. Школа была общественной – плата плюс пожертвования. Второе крыло к ней уже пристраивали в 1950-х годах. Директором ее был назначен Зенченко, с его приходом привлекаются педагоги высокой квалификации, идет организация летнего времени, ботанические экспедиции по Малаховке (в которых по разработке профессора ботаники Б.В.Игнатьева, участники все отслеживали дотошно и методично). В 13-ом году Зенченко основывает издание «Малаховский Вестник», который широко освещал общественную жизнь, и школьные новости, культурные и прочее. «Дача, - не просто лучшая четверть года, а самая лучшая. Это вторая оседлость»! Известное его высказывание.

Далее проходим Сквер Победы. Здесь наш экскурсовод выделяет два основных момента: бомбежки – это было основное направление эвакуации из Москвы. И потому немцы бомбили прилегающий к ж.д. район, но часто попадали мимо (в дома). Второй, военная медицина – эвакогоспитали до 1946 года.

8 героев Советского Союза - среди них Иван Васильевич Мещеряков известен как прототип Мещерского в повести Козакевича «Звезда». Личность разносторонняя: разведчик, десантник, ученый, разработчик космической связи. Вышла «Книга Памяти» 1 часть.

Северный переход – маршрут малаховской конки. Семья Соколовых.

Алексей Дорофеевич Соколов московский юрист, кандидат права, в конце 1890-х приобретает землю на Северной стороне. В 1899 году с целью благоустройства Малаховки он строит конку.

Переулок. Дом 1900 г. Александра Степановича Есакова. Александр Сергеевич Бойцов, поэт и математик, потомок и железнодорожника Есакова и династии малаховских плотников Бойцовых. Известен сборник его стихов, в котором одно особо выделяется: «Ода Дому». О нем рассказывается в фильме Павла Любимцева. Сейчас в доме живут представители обеих семей, в частности вдова поэта Ирина Эдуардовна Логинова.

Подходим к парку, в котором находился тот самый Летний Театр. Первые любительские спектакли датируются 1896 годом. Первыми артистами были служащие Казанской Железной Дороги. В 1910 г здание сгорело. Но в 1911 усилиями Павла Алексеевича Соколова было отстроено совершенно новое здание за 52 дня. Собственно, оно и стало на долгие годы Летним Театром.

Здесь побывали в то время звезды оперы и театра, Шаляпин оставил первый свой афтограф и положил начало этой традиции. Собинов, Нежданова, Екатерина Гельцер, которая способствовала дебюту никому неизвестной тогда Фаины Раневской. Она тогда выступила с актером Певцовым, по пьесе Андреева «Тот, кто получает пощечины», который дал ей один совет: «просто люби меня». И после в гримерке, расплакалась, сказав, что так любила его весь вечер. Это был ее восхитительный дебют!

Вообще в то время, Малаховский летний театр называли неофициально филиалом Малого.

Сейчас здесь остался лишь фундамент, но все же оно внесено в реестр, как историческое охраняемое место.

Проходим неподалеку малаховский конный двор, сворачиваем на ул. Советская, которая использовалась специально под конку!

Рядом дом 1900-х годов Алексея Михайловича Мыслина. Его сын профессор МАРХИ.

Новые хозяева дома встречают нас радушно. Они рассказывают как бережно относятся к нему, как аккуратно ведут восстановительные работы, которые можно назвать реставрационными. Фундамент меняли, и внутри некоторые стены, а печи с изразцами в прекрасном состоянии, как и стены. Дом создает представление быта тех времен окутан своей тайной. Огромные двери (2.50 высотой) и просторные окна. Новые хозяева рассказывали нам как покупали в Кузьминках бревна, как потом долго подгоняли их под те, что в доме, которые надо было заменить. И действительно они смотрятся аутентично. Так же они показали нам старые газеты, которые были наклеены на стенах, и обещали принести их в музей! Такая удача ожидала нас в этой экскурсии и даже немного обидно было за тех, кто не пришел.

Далее на нашем пути предстал своим прекрасным видом Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Которое планировал построить еще Алексей Дорофеевич Соколов, а завершили в 1901-1902 годах его сыновья Сергей и Павел. Хотя некоторые критики в то время говорили, что далеко от поселений, и нужно подкопить на каменный храм, и начать не осенью, а весной, с чем и обращались к митрополиту Владимиру. Однако ввиду невозможности в короткий срок собрать нужную цену на каменный и учитывая месторасположение Храма не на самой станции (что правильно), а на некотором необходимом отдалении, к которому, впрочем, подведена конка – из духовной консистории пришел утвердительный ответ на строительство. Священник служивший тут первое время, читал Закон Божий в Малаховской Гимназии. Колокольня и купола были снесены в 1939г, и восстановлены лишь в 1990-е годы по фото. Восстанавливал Евгений Юрьевич Константинов, работавший в авиации, и потому все с технической точностью соблюдено. На 110-летие было великое освящением, людей было столько, что стояли во дворе. Церковь чтит память ново мучеников, служивших здесь Сергея Лебедева из Новодевичьего Монастыря и Петра Маркова, служившего до того в Коренево и Красково. В данном Храме два придела: Ольги и Алексея.

Идем дальше - Советская. Братья Соколовы закончили Московский Университет юридический факультет. Павел по нотариальной части работал, а Сергей был присяжный поверенный. Так же Сергей был известен как создатель издательства «Гриф», которое первое опубликовало «Стихи к Прекрасной Даме» Блока.

Мы – на Некрасова. Здесь жил Лев Александрович Михельсон, фабрикант, был доверенным лицом Соколовых (именно на его заводе было покушение эсеров на В.И. Ленина, который впоследствии стал заводом Ильича).

Напротив - жила Нина Петровская переводчик, писатель, выдающаяся личность Серебряного Века. Она была женой Соклова-Кречетова. Валерий Брюсов занимается в то время своим издательством «Скорпион» и между ним и Кречетовым возникает соперничество, которое потом перерастает в личное, когда Брюсов знакомится с Петровской, и она становится его музой. Бурный роман их длится 7 лет после чего Нина уезжает в Италию. Судьба ее складывается трагично. Но в эмиграции она переводит на русский язык (факт мало кому известный) «Золотой Ключик».

Но сюда вклинивается еще одна линия, еще одной талантливой Нины. Эта Нина по фамилии Сомова, приезжает из Сарапула (Удмуртия) в Москву и живет у знакомых. Она готовится поступать в Консерваторию. И когда вечерами она играет, то слышит сверху сложную музыку, и начинает ее повторять. Затем, когда она делает вынужденные паузы, забывая ту или иную сложную музыкальную фразу, так же паузы делают сверху и как бы подсказывают ей. Это оказался никто иной как Александр Скрябин выдающийся композитор, который предложил этой девушке сыграть с ним на экзамене в две руки. Далее после его смерти ее судьба творческая не складывается она выходит замуж за Цветкова и в 20-е годы приезжает в Малаховку и устраивается в малаховский детский городок. Но у них не было жилья, и когда Крупская посетила Малаховку, прониклась к ней симпатией. В результате ее протекции, был построен новый дом на месте, где жила Петровская в 1927г (ее же дом не уцелел и имеется лишь на карте 1906г). Это немыслимое переплетение судеб будто пронизывает всю эту местность некой сакральной географией. Взять хотя бы железную дорогу, которая разделяет не просто на северную и южную сторону Малаховку, но на стили и направления и даже эпохи: реализма и символизма, поэзии и прозы.

Заканчиваем путешествие в Петропавловском Парке

Сюда высаживали деревья в 50-х годах, в том числе уже упомянутый нами Бойцов. И теперь местные жители бережно хранят и трепетно относятся к благоустройству парка. Здесь проводятся концерты, культурные мероприятия. Жители сами сделали детскую площадку и ухаживают за деревьями и кустарниками.

А теперь друзья, несколько слов, о том, замечательном человеке, который несколько часов все это рассказывал нам, открывая нам новую Малаховку. Это Дарья Валерьвена Давыдова.

Детство прошло в Малаховке в одном из исторических домов. Учеба в МГУ на факультете Института стран Африки и Азии (ИСАА) тогда еще не приблизила ее к призванию, которое Дарья интуитивно пыталась найти. Хотя интерес у нее к языкам был с детства и она даже мечтала быть филологом. Она закончила конечно бакалавриат. Но уже к 4-му курсу пришло понимание что это не ее призвание. И она возвращается в родную обитель Малаховку. С 2010 года она приходит в Музей и с 2011 является его постоянным сотрудником. Первое большое дело, которым занялась Дарья было составление Энциклопедического Словаря Малаховки. Второе образование Магистратура в РГГУ по теории и практике перевода. Образование помогло в плане составления и редактирования текстов, а также знание языков, расширило возможности общения с гостями и работу с информационной базой. И все же главное, что повлияло на выбор работы, это детство, бабушка и записки Нины Аркадьевны Сомовой.

Экскурсии – это настолько живое общение, говорит Дарья, которое предполагает быть с людьми на одной волне! Самые приятные моменты – это когда возникает интерес, люди задают вопросы. Еще один важный момент – это знание истории. Хотелось рассказать о той роще (на плане 1906г.) за садом и живую историю дома, хотелось передать знание этого удивительного места. Атмосфера, люди, истории, связанные с этим местом - Это Должно Звучать! юбовь к истории – это прежде всего внимание к семье, дому и предкам, а также любовь к людям, которых обретаешь и узнаешь по- новому. Они будто предстают перед нами, когда о них рассказывают с таким неподдельным интересом и участием, как это делает Дарья Валерьевна Давыдова.


Валерий Ирков



Печальная судьба речки Македонки

Печальная судьба речки Македонки


Река Македонка, протекающая по границе Раменского и Люберецкого районов, ныне представляет из себя тоненький, пересыхающий летом ручеек. И мало кто знает, насколько интересное прошлое было у этой речушки, протяженностью всего 12 километров, 8 из которых приходятся на Раменский район.

История реки уходит в глубь веков и связана с прошлым населённых пунктов, расположенных по её берегам.

Первые документальные упоминания о речке «Лебоставке», вероятно, относятся к 1676 году. В описании земель дворцового села Быково указана деревня Опарино, располагавшаяся на этой речке (М.Г. Аверьянова, «Край Раменский», М. 1995 г.). Опарино со временем стало деревней Апариха и под этим именем существует до сих пор.

Следующее по времени упоминание Македонки уже под именем «Любоставка» относится к 1713 году, когда Сенат принял решение соорудить палашный завод на реке Пехорке в районе деревни Михнево. В качестве резервного водохранилища на Любоставке и создаётся запруда, известная всем под названием Малаховского озера. Так как Любоставка, ныне Македонка, впадает в Пехорку, резервное водохранилище давало возможность регулировать уровень воды в районе Михневской запруды. На карте «План Царствующего града Москва с показанием лежащих мест на 30 верст в округе» датируемой 1766 годом, река указана под именем Лебездовка. На ней располагались деревня Вялья и сельцо Соколово.

В фондах Российского государственного архива древних актов хранятся книги генерального межевания уездов Московской губернии, датируемые 60-70 гг. XVIII века. Это источники очень ценной краеведческой информации.

Из алфавитного списка к Планам Дач специального и Генерального межевания Никитского уезда[1] мы узнаем, что 4 августа 1767 года землемер Муравьёв межевал пустошь Македонову, располагавшуюся на землях гофмаршала Михаила Михайловича Измайлова (Российский Государственный архив древних актов. Фонд 1354, опись 257, ч.1). Вероятно, именно по названию этой пустоши река получила своё современное имя.

К Македоновой пустоши примыкала еще одна пустошь - Козлова. Интересно, что в то время понятие «пустошь» имело несколько другое значение, чем сейчас. Пустошью часто называли участок земли, где ранее находилось поселение, которое по каким-то причинам покинули его жители. В современной интерпретации пустошь – это невозделанный участок земли, заросший травами, мелким кустарником или лесом.

На уже упоминаемом плане Генерального межевания Никитского уезда, можно разглядеть очертания реки и озера вблизи сельца Соколово, Малахово тож. Согласно алфавиту к Планам дач Специального и Генерального межевания Никитского уезда, по состоянию на 1766 год в этом маленьком поселении проживало всего 22 «души мужескаго пола». Само сельцо принадлежало действительному Камергеру двора Ея Императорского величества Александру Ивановичу Нарышкину (Российский государственный архив древних актов. Фонд 1354, опись 257, ч.1).

Интересно, что на плане 1770 года, река «Лебездовка» называется также и «Македоновкой».

В книге «Статистическое описание Московской губернии 1811 года.»[2] в Бронницком уезде на речке Македоновке зафиксирована одна мельница с четырьмя поставами, то есть устройствами для размола зерна, состоящими из двух жерновов. Это одно из самых ранних упоминаний реки почти под современным названием.

На топографической карте 1860 года, составленной известным топографом той эпохи Фёдором Шубертом, река все ещё называется Любоставкой, а на Малаховском озере указана сукновальня Малахова.

В списках населенных пунктов Московской губернии, опубликованных центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел в 1862 году, по первому стану Бронницкого уезда числятся находящиеся при речке Любостовке (видимо, имеет место быть опечатка) удельная (то есть принадлежащая Департаменту Уделов) деревня Вялки и село Покровское (оно же Сеченки и Осеченки), в котором зарегистрирована православная церковь.

На некоторых топографических картах XIX века река называется также и Лебездонкой. Видимо окончательно река стала носить название Македонка в конце XIX века. Впрочем, у Македонки есть ещё одно название, встречающееся до сих пор – Мокродонка. Согласно материалам А.М. Шапошникова, река Мокродонка упоминается в путеводителе Московско-Казанской железной дороги за 1914 год. К тому времени по берегам реки уже велась плотная дачная застройка.

После начала строительства Московско-Рязанской железной дороги, первым появился дачный посёлок в районе станции Быково, открытой в 1862 году. Следом началось возведение дач в Малаховке и Красково. В 1893 году открывается платформа Удельная и возникает поселок Удельное. Близость реки с чистейшей водой и здоровый климат соснового бора сделали эти места очень популярными у дачников, многие из которых оставили свой весомый вклад в истории страны.

На границе между Удельной и Малаховкой существовал уникальный берёзовый мостик, сложенный из стволов этого самого любимого русским народом дерева. К сожалению, от моста остались только несколько черно-белых фотографий и цветные хромолитографии начала XX века.

Глядя на крошечный ручей, оставшийся от Македонки, сложно представить, что река была излюбленным местом купания жителей всех поселений, по территории которых она протекает.

В изданном в 1930 г. путеводителе «Дачи и окрестности Москвы» про Македонку сказано, что в ней можно купаться и кататься на лодках. Попробуйте сейчас прокатиться по ручейку, оставшемуся от Македонки. Вряд ли из этой затеи что-нибудь получится.

Но не всегда купание в реке было безопасным для жизни. В метрической книге об умерших Троицкой церкви при платформе Удельная, находящейся в Центральном Историческом архиве г. Москвы (фонд 1607 ,опись 1, дело 422), содержится запись о трагедии, произошедшей 6 (18 по новому стилю) июля 1916 года: «Проживающий в доме Калмыкова при платформе Удельная МКЖД крестьянина Рязанской губернии[3], Егорьевского уезда Горской волости деревни Рожинской, Мирона Павлова Митрофанова сын-младенец Иоанн. Скончался 6 июля 1916 года, 6 лет. Утонул в реке Македонка. Похоронен 8 июля 1916 года местным причтом на приходском кладбище на основании отношения пристава 3 стана Бронницкого уезда Московской губернии от 7 июля 1916 года за №2742. Священник Львов. Диакон Померанцев. Диакон Скворцов». Согласно православным традициям, дети до 7 лет считаются младенцами. Этим и объясняется то, что шестилетний мальчик назван именно младенцем.

Автор пытался найти могилу утонувшего в Македонке мальчика на старом Вялковском кладбище, расположенном в посёлке Родники (ул. Касимовская) и называвшемся вплоть до середины 1920-х годов приходским, но захоронение, видимо, утрачено безвозвратно.

Возвращаясь к истории реки, надо отметить, что именно благодаря ей посёлок Родники Раменского района имеет современное название. Старожилы хорошо помнят многочисленные ключи-родники по берегам Македонки. Перед революцией 1917 года, в ходе реализации аграрной реформы, на пустующих землях крестьян деревень Вереи и Вялок возникло пять хуторов. Один из них и назывался Родники. В 1926 году в маленьком хуторе, состоявшем всего из одного двора, проживало пять человек. В 1930 году на месте хуторов упомянут совхоз «Родники», на базе которого спустя два года создается институт кролиководства. На пустующих землях рядом с совхозом с 1937 года создавался посёлок Овражки-Вялки, переименованный 19 мая 1955 года в Родники.

Увы, в настоящий момент на территории посёлка с таким красивым названием нет ни одного родника. Правда, в Удельной на улице Учительской на берегу ручья-притока Македонки сохранились два родника. Местные жители окультурили их, превратив в колодцы, из которых берут воду для полива и для употребления в пищу.

Гибель реки началась в послевоенный период. И на то было несколько причин. Это и деятельность организации «Гидромеханизация», и осушение расположенных вблизи торфяных болот (где брала начало речка) под дачное строительство, и исчезновение ручьёв-притоков, питавших Македонку.

Огромный урон реке нанесло и бурное коттеджное строительство в конце 1990-х – начале 2000-х. Тогда на несчастной Македонке появились многочисленные запруды, фактически преградившие течение. Особенно много таких запруд на территории поселков Быково и Родники; нередко река протекает прямо по частным владениям.

Но, несмотря на губительное воздействие человека, Македонка иногда напоминает о своём существовании. После особенно снежной зимы 2012 – 2013 талые воды наполнили речку, и она разлилась почти до исторических границ своей поймы. Македонка подтопила многочисленные участки, расположенные по её берегам, и даже подмыла опоры пешеходного моста между Удельной и Родниками. Но это буйство словно вспомнившей былое реки продолжалось считанные дни. И сейчас Македонка — снова крошечная речка, спокойно текущая в узеньком русле. Какое будущее ожидает её – вопрос, ответ на который не знает никто.


Илья Емельянов


[1] В 1781 -1796 гг. на территории современных Раменского, Люберецкого и Домодедовского районов существовал Никитский уезд с центром в городе Никитске (ныне с. Колычево Домодедовского района). Упразднен по указу Павла I. Значительная часть территории вошла в состав Бронницкого и Подольского уездов.

[2] С. Чернов «Статистическое описание Московской губернии 1811года .» М., Типография Московского университета, 1812 г. , с. 18

[3] До 1922 г. Егорьевский уезд входил в состав Рязанской губернии. В 1929 г. был образован Егорьевский район Московской области.



"Карта Никитского уезда"



"Малаховское озеро. Фото И. А. Лалаева"


Телешов Николай Дмитриевич

Телешов Николай Дмитриевич (1867 – 1957) – писатель, владелец южной стороны Малаховки.

Телешов происходил из довольно состоятельной купеческой семьи из Замоскворечья. Дед Николая Дмитриевича открыл магазин в Старом гостином дворе на улице Ильинка.

Николай Телешов учился в Практической академии коммерческих наук, которую окончил в 1884 году.

К этому же году относится его литературный дебют: он, с юных лет увлёкшийся литературой, опубликовал своё первое стихотворение. Телешов вошёл в литературное сообщество, стал посещать некоторые литературные кружки. А со временем сформировал и свой собственный кружок – «Среда». На свадьбе у писателя И. А. Белоусова Телешов познакомился с Гиляровским и Чеховым, по совету которого позже совершил путешествие по Уралу и Сибири.

В 1895 году в издательстве Сытина вышла первая книга Телешова «На тройках». Рассказы и очерки писателя быстро завоевали популярность, к началу ХХ века у него уже вышло несколько книг. Некоторые из них были переведены на иностранные языки.

В сентябре 1898 года Николай Дмитриевич Телешов женился на Елене Андреевне Карзинкиной. После свадьбы молодожены переехали на Чистопрудный бульвар (дом 21). Там и стал собираться литературный кружок Телешова. Кружок получил название «Среда», потому что собирались обычно по средам. Постепенно Телешовский кружок стал средоточием наиболее значительных писателей реалистического направления литературы Серебряного века (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие).

В конце 1902 года супруги Телешовы купили у Виктории Аллей имение в Малаховке, к югу от железной дороги с запрудой на реке Македонке, поэтому впоследствии имение и получило название «Озеро».

Телешовы жили в Малаховке более 20 лет – с 1899 года (вначале они снимали дачу) до 1921 года. Часто они приезжали ещё ранней весной, а уезжали лишь поздней осенью. В 1903 году был построен деревянный дом, а с 1913 по 1915 год велось строительство каменного зимнего дома – наличие зимнего дома теперь позволяло Телешовым оставаться в Малаховке и зимой. Сад-цветник доходил до озера.

К супругам Телешовым часто приезжали в гости родственники и друзья, а нередко в их доме собирался и кружок «Среда». Сохранились фотографии Телешова с гостями в комнате, на веранде, на крыльце дачи. Часто приезжали И. А. Бунин и Л. Н. Андреев.

Однажды малаховский дом Телешова посетил А. М. Горький. В 1924 году он писал Н. Д. Телешову: "Ваши "Среды" имели очень большое значение для всех нас, литераторов той эпохи".

На даче Телешова бывали видные и известные в то время литераторы: поэт и переводчик Т. Г. Шевченко И. А. Белоусов, видный литературовед А. Е. Грузинский, драматург С. А. Найденов, автор известной пьесы "Дети Ванюшина", врач и искусствовед С. С. Голоушев (Сергей Глаголь), активно участвовавший в литературной жизни Москвы.

Нравилось отдыхать в Малаховке и Ф.И. Шаляпину, часто приезжавшему с семьёй к Телешову в гости.

На даче Телешова бывали и многие деятели русского театра. А. И. Южин-Сумбатов, директор Малого театра, и В. И. Немирович-Данченко не раз посещали имение «Озеро». В 1918 году на даче писателя отдыхали многие артисты Московского Художественного театра.



Телешовы активно участвовали в жизни посёлка. Только благодаря исключительной энергии Николая Дмитриевича удалось открыть в Малаховке «первую в России деревенскую гимназию» (ныне школа №48, «над оврагом»).

В 1921 году имение Телешовых было национализировано, и семья перебралась на Покровский бульвар в дом Карзинкиных (это была московская квартира Телешовых с 1913 года).

После революции Николай Дмитриевич организовал музей Московского Художественного театра и много лет был его директором.

В 1943 году вышла книга мемуаров Телешова под названием «Записки писателя».

Николай Дмитриевич Телешов немного не дожил до своего 90-летнего юбилея. Он и его супруга Елена Андреевна похоронены на Новодевичьем кладбище.


История музея

Можно начинать отсчёт  истории музея от первых малаховских краеведов – В.А.Протоклитова, написавшего первую «Историю Малаховки», и А.П.Ловачёва, собравшего коллекцию материалов по истории посёлка.

Музей, работавший на общественных началах, появился в 1970-х. Основателями музея стали

- Миллер Адольф Фридрихович,

- Антонович Алла Владимировна,

- Зенина Екатерина Максимовна,

- Потёмкина Дарья Анатольевна,

- Шефова Клавдия Сергеевна

- Жесько Татьяна Ефимовна

и другие.

Поскольку у музея не было своего помещения, они хранили экспозицию у себя дома. Они верили, что когда-нибудь появится возможность сделать эти экспонаты доступными для жителей Малаховки.

И это действительно произошло. 25 марта 1996 года Глава администрации посёлка Александр Николаевич Автаев подписал Устав музея.

17 июля 1996 года Устав был зарегистрирован постановлением Главы администрации Люберецкого района.

В 1998-1999 годах музею выделили помещение на первом этаже клуба «Шахтёр».

Первым директором музея был Адольф Фридрихович Миллер. Он умер в 1999 году. Вторым директором стал Валентин Максимович Воронов.

31 мая 2003 года в музее была открыта первая экспозиция – «Силуэты Серебряного века». Экспозиция была посвящена рубежу веков – времени расцвета культуры посёлка. В 2004 году Малаховский музей был включён в систему музеев Российской Федерации.

С 2007 года Малаховский музей участвует в ежегодной выставке «Интермузей» на ВВЦ («Лучший дебют»).

Добрые отношения у музея сложились с Театральной библиотекой, Государственным Театральным музеем им. Бахрушина.

«Музей имеет постоянные контакты со своими коллегами – мы не пропускаем ни одного мероприятия в Бронницком историческом музее и каждый раз уезжаем оттуда с новыми находками и знакомствами. Кроме того, Московский университет культуры и искусства присылает к нам на практику студентов, и результаты их работы – не только в разработке экспозиций».


Шпигель Фёдор Иванович

Шпигель Фёдор Иванович (1858, Москва – 1911, Малаховка) – первый застройщик Малаховки.

Ф.И. Шпигель – выходец из семьи обрусевших немцев. Отец был скорняком. Родился Ф. И. Шпигель в Москве, детство провёл в Малаховке – в имении Оттен (ныне – ул. Красная Змеевка).

Окончил Реальное Училище при Евангелическо-Лютеранской Церкви Св. Михаила.

Работал в различных банкирских домах и конторах Москвы: у Волкова, затем был доверенным у Багурина.

Некоторое время жил с семьёй в Краскове.

В 27 лет, в 1885 году, занялся предпринимательской деятельностью – снял у англичанина Аллея (Alley), владевшего землями вдоль железной дороги, участок № 1 и поставил свои первые четыре дачи. Всего же Фёдор Иванович построил в Малаховке сорок дач. Первые дачи, построенные Шпигелем, внешне были простыми, не отличались архитектурными изысками, но были удобны и отвечали требованиям дачников.

«Строительная деятельность Ф. И. сперва шла по опушке леса вдоль границы с Плоховой, затем вдоль большой дороги по направлению к станции. Последними были застроены участки у выемки». Когда потребовался участок для постройки Красково-Малаховского учебного заведения (ныне школа № 46), Шпигель проявил завидное великодушие: согласился разобрать несколько уже построенных там дач и перенести на другое место.

В статье, напечатанной в газете «Малаховский Вестник» за 1913 год (№ 1) и посвященной памяти Фёдора Ивановича, он назван основателем Малаховки. «По свидетельству лиц, хорошо знавших Ф. И., покойный был большим идеалистом. Всякое полезное и общественное начинание находило в нём отзывчивого сотрудника. Он вносил в него много увлечения, вкладывал всю душу…». Эта цитата из газеты 1913 года как нельзя лучше характеризует Фёдора Ивановича.

Умер от рожистого воспаления 2 ноября 1911 года в возрасте 53 лет. «Учащиеся Красково-Малаховского учебного заведения пением ,,Вечной памяти,, при отправлении траурного вагона со станции Малаховка проводили прах Ф. И., много потрудившегося при создании школы и в первые годы её существования», – сообщал «Малаховский Вестник».

Потомки Шпигеля жили и сейчас живут в Малаховке. (У него было три сына и три дочери.) Внучка Ф. И. Шпигеля, А. В. Антонович, стала одной из основателей музея в Малаховке.

Соколов Павел Алексеевич

Соколов Павел Алексеевич (? – 7 декабря 1966, Кормей, пригород Парижа) - владелец северной стороны Малаховки (вместе с братом С. А. Соколовым-Кречетовым).

По профессии юрист. Нотариальная контора П. А. Соколова находилась в Москве на ул. Варварке.

Был меценатом строительства Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Малаховке (1902 – 1903 год), а позже – строительства Малаховского Летнего Театра (1911 год).

На Первую мировую войну П. А. Соколов ушёл как офицер запаса; воевал в артиллерии. Сотрудничал в журнале «Часовой». Участвовал в Белом движении.

Был генеральным секретарём Союза русских адвокатов.

В Берлине Соколов, как и его брат, был одним из руководителей масонской ложи «Великий Свет Севера».

Также Павел Алексеевич пробовал себя и в литературе, опубликовал роман «Круги Судьбы».

Умер во Франции в 1966 году.

Малаховка: исторический очерк


Самый ранний документ с упоминанием о пустоши Малаховой на речке Македоновке был выявлен и опубликован известными архивистами В. Е. и Г. Е. Холмогоровыми еще в XIX столетии: «В Обарниче стану за вдовою Матреною Федоровскою женою Краснова по купчей, что купил муж ее Федор у Саввы Тараканова во 1615 году, что было преж того поместье за князем Михаилом Ростовским да за Яковом Стромиловым, да за Андреем Гороховым деревня Малышева на речке Пехорке пустоши Черленикова, а Красково тож, Малахова и Опарина». Пустошь Малахова упоминается и в писцовой книге 1623 года.

По мнению профессора Е. М. Поспелова название селения произошло от прозвища его владельца Малахия (древнее имя, означающее «мой посланец»), или Малахова.

В 1632 г. вдова М. Краснова продала пустошь Малахову родственнику царицы Якову Михайловичу Милославскому. После него владельцем Малахова был князь Борис Владимирович Щепин-Ростовский, который заложил имение и просрочил выкуп, Малахово перешло к княгине Марфе Щербатовой, жене князя Дмитрия Щербатова. Она, в свою очередь, продала имение царскому родственнику Никите Константиновичу Стрешневу. Стрешнев в 1660 году продал свою вотчину Малахово, которая к тому времени уже была заселенным сельцом с господским домом и усадьбой: «А в той деревне Малаховой двор вотчинников, а на дворе хоромного строения горница на подклете, да подвальние, промеж ними мост, да конюшня, да в ней стойлы, две бани, две клети людских, погребов три, сарай, житница поверх клетня, две избы пристен да в гумне овин. Мискилница (скотный двор – прим. автора) рубленная, амбар сенной».

После падения царевны Софьи, ее фаворит князь Василий Васильевич Голицын в 1689 году был сослан Петром I, его имения были конфискованы. Царским указом 1690 года предписывалось: «Пустошь Малахову, Старое Соколово тож, <...> строения и всякий завод, и места дворовые и пашню, и сено, и лес, и всякое угодье <...> отказать окольничему Михаилу Петровичу Колунееву в поместье со всеми угодьи на реке Македоновке.»

В 1704 и 1709 годах Малахово числилось за комнатным стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным (1668 – 1735), родственником Петра I, вторая жена его Анастасия Александровна, ур. Милославская (1700 – 1754) также была родственницей царя Алексея Михайловича по его первой жене, а также Я. М. Милославского, ранее владевшего пустошью Малаховой. В то время в Малахове числилось 10 дворовых людей, двор вотчинников и скотный двор. Во 2-й половине XVIII века сельцо Соколово, Малахово тож, принадлежало камер-юнкеру Александру Ивановичу Нарышкину (1735-1782). Числилось 340 десятин 2284 кв. саженей, 6 дворов, крестьян 22 души мужского пола, 24 – женского. В 1773 сельцо Соколово, Малахово тож описывалось таким образом: «Лежит на берегу речки Македоновки, по течению ее на правой стороне. В нем господский дом деревянный, сад. В речке и пруде рыба: щуки, караси, окуни и плотва. Земля пещаная. Из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь, а овес - посредственно. Лес дубовый и сосновый, к строению годный, в отрубе в 4 вершка, вышиною в 4 сажени. Также и дровяного довольно. В них звери и птицы разных родов. Крестьяне состоят на издельи, земли на помещика пашут по 12 десятин в поле, а промышляют хлебопашеством, также – продажею дров. Женщины сверх полевой работы прядут лен, ткут полотна для своего употребления».

В середине XIX века Малахово на речке Македонке в Быковской волости, Бронницкого уезда значится как «Малахово, Соколово – мыза купеческая, 1 двор, с 30 душами муж. пола и 5 - женского». Здесь находилась сукновальная мельница с прудом и плотиной на речке Македонке. В 1860 году местный крестьянин Никита Михеевич Калмыков в Малахове основал бумаготкацкую фабрику.

В 1862 году открылось движение по Московско-Рязанской ж. д. до Коломны. От Соколово-Малахово дорога прошла в одной версте. Ближайшими станциями были Люберцы (на 19-й версте) и Быково (на 31-й версте). В 1884 году открылась пассажирская остановка дачных поездов на 27-й версте, которую назвали Малаховкой по имени ближайшей деревни. Вблизи этой платформы со временем возник дачный поселок Малаховка.

В начале 1880-х годов великобританский подданный Джон Эванс Аллей (р. ок. 1832), купец 1-й гильдии, состоявший в московском купечестве с 1869 года и имевший мастерские по изготовлению подшипников «Дюранс» и других механических изделий, а также торговавший машинами различного назначения, приобрел вблизи Малахова между железной дорогой и речкой Македоновкой значительное землевладение. Часть этих земель он тут же, в 1885 году, сдал в аренду под дачное строительство немцу Федору Ивановичу Шпигелю (1858 - 1911).

В 1885 году вблизи нынешних улиц Кирова и Шоссейной Шпигель построил вначале 4 дачи, а затем еще четыре десятка.

(Родители Шпигеля приехали в Россию в середине XIX столетия, он родился в Москве, окончил Михайловское реальное училище и работал в банковской конторе.)

С 1899 года на даче в Малаховке появляется семья Телешовых: Николай Дмитриевич (1867 – 1957) был литератором, а его жена Елена Андреевна(1861 – 1943) – дочерью богатого купца 1-й гильдии Андрея Александровича Карзинкина. Кроме того, она была талантливой художницей, окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомилась и подружилась с И. И. Левитаном, их любимым учителем был В. Д. Поленов.

В 1902 году Телешовы перекупили земли у мадам Аллей, постепенно построив здесь красивую усадьбу и связав свою жизнь с Малаховкой вплоть до 1920 года, когда всё было национализировано Советской властью.

Вышло так, что в 1898 году московский нотариус Алексей Дорофеевич Соколов заинтересовался землёю входящей в моду дачной местности и приобрел около 500 десятин вблизи станции Малаховка, севернее, к Касимовскому шоссе.

А. Д. Соколов, судя по всему, скончался не позднее 1901 года. По документам 1905 года соколовским участком уже владели его наследники: вдова Александра Павловна и сыновья – нотариус Павел и присяжный поверенный Сергей Алексеевичи Соколовы. (С. А. Соколов был еще литератором и издателем; им было основано книгоиздательство «Гриф», выпустившее в 1904 году первую книгу А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».)

По данным Бронницкого земства в 1909 году за братьями Соколовыми числилось 336 и 1∕4 десятины, стоимостью 41118 рублей, за их матерью – 106 и 3∕4 десятин, стоимостью 7 506 рублей в даче «Малахово-Соколово».

Наследники скончавшегося нотариуса коллежского секретаря А. Д. Соколова на своей земле в 1903 году выстроили деревянную церковь во имя Петра и Павла с приделами св. равноапостольной княгини Ольги и Алексия Митрополита Московского.

Первый период дачного строительства (1885 – 1914) отмечен именами Соколовых, Шпигеля, Шорина, Давыдова, Неймана и др. Первые дачные домики были весьма непритязательной архитектуры, но со временем, вкусы дачников и их финансовые возможности позволили внести в дачную архитектуру модные в тот период мотивы модерна.

В 10-е годы XX века население Малаховки составляло около 3 тыс. человек, летом оно увеличивалось в несколько раз.

На летний дачный сезон в Малаховку съезжалась главным образом московская интеллигенция: писатели, журналисты, художники, врачи, юристы, артисты, чиновники, преподаватели и предприниматели средней руки. Современники характеризовали Малаховку как культурный центр подмосковной дачной местности, прилегающей к Рязанской железной дороге. Летом 1896 года. среди малаховских дачников организовался любительский кружок самодеятельных артистов. В следующем году для дачников на открытой площадке они дали семь спектаклей. А в 1898 году в летнем саду Пермяков начал строительство деревянного закрытого летнего театра с гостиницей для актеров на втором этаже. Появилась возможность приглашать в дачный театр и маститых актеров ведущих московских театров, которые, в свою очередь, высоко ценили внимание и любовь поклонников искусства и охотно приезжали в Малаховку. Московская театральная критика с восторгом отзывалась о малаховских любителях театрального искусства.

Сколько простоял этот театр, нам неизвестно. Должно быть, он сгорел. А 10 марта 1904 года в Строительное Отделение Московского Губернского Правления артистом Г. С. Васюченко-Галицким было подано прошение, в котором, в частности, говорилось: « …при станции “Малаховка” Московско-Казанской железной дороги желаю построить вновь для летних представлений спектаклей и танцевальных вечеров деревянное одноэтажное здание театра…» Разрешение было получено и 9 мая 1904 года состоялась приёмка выстроенного театра.

В 1908 году в поселке открылась первая в стране провинциальная смешанная (мальчики и девочки) гимназия. Местная интеллигенция: доктор Михаил Самойлович Леоненко (1870 – 1930), супруги Н. Д. и Е. А. Телешовы и другие, вплоть до главы Бронницкого земства А. А. Пушкина, внука нашего великого поэта, сумели привлечь необходимые внимание и средства общества – различных организаций и отдельных людей и благотворителей Московского и Бронницкого уездов. Первые классы начали занятия в одном из трех домов учительницы Екатерины Сергеевны Дейстфельд. Телешовы для новой гимназии предоставили часть своего имения, где по проекту архитектора Льва Францевича Даукша было построено двухэтажное каменное здание, в которое переехала гимназия в 1910 году, и электростанция для освещения гимназии.

Бичом деревянных строений были, конечно, пожары. И театр Галицкого просуществовал недолго.

Весной 1911 года П. А.Соколов привлёк того же Л. Ф. Даукша к проектированию и постройке нового театра. Замечательное здание, выстроенное артелью рязанских плотников за 52 дня, отвечало последним достижениям техники того времени. Театр был деревянным, с великолепной акустикой, со зрительным залом на 500 мест. Возглавили театр известные артисты Малого театра С. А. Головин и М. Ф. Ленин. Для освещения театра была построена вторая в поселке электростанция инженером Е. И. Грюнбергом. Малаховский Летний театр был лучшим дачным подмосковным театром начала XX века.

По данным Бронницкого земства в 1909 году в Малаховке числилось 235 владельцев дач, землевладельцев и арендаторов, которым принадлежало около 500 дач.

В одном из описаний Малаховки начала XX столетия писалось:

«…Малаховка и весь прилегающий район среди всех подмосковных местностей выгодно отличается здоровыми климатическими и гигиеническими условиями. Обилие хвойного леса, высокое местоположение, чрезвычайная сухость почвы, быстро выбирающей воду после самых сильных ливней, редкая по чистоте питьевая вода, – все это давно делает Малаховку наилучшим местом для всех, кто хочет за лето, не уезжая далеко от Москвы, использовать для обновления растраченных за зиму сил все, что может дать природа в наилучшем сочетании ее данных. Еще покойный знаменитый московский профессор Захарьин отметил особо удачный характер этого сочетания, рассматривая “Малаховку” как лечебно-климатическую станцию, и посылая туда людей слабого здоровья. За ряд последних лет в Малаховке усиленно развивается зимняя жизнь, для обслуживания которой имеются все те же культурные удобства, что и летом».

Надо отметить, что в ноябре 1898 года по соседству с Малаховкой, в Краскове, была открыта лечебница, которую возглавил один из учеников Захарьина – М. С. Леоненко. Она возникла на стыке трёх уездов: Московского, Бронницкого и Богородского. Со временем лечебница выросла в больницу, охватывавшую медицинскими услугами огромную территорию, например, по Московскому уезду – вплоть до Перово. Жизнь М. С. Леоненко и всей его семьи с этого времени была связана с красковской больницей, в которой появлялись на свет и малаховцы. Позже, сын М. С. Леоненко Пётр принял, так сказать, эстафету, став врачом и со временем возглавив больницу, основанную отцом.

Одной из достопримечательностей посёлка являлся «Невский проспект». Это дорожка, соединяющая Малаховку с Красковым, – излюбленное место для прогулок пешком и на велосипедах. Вечером Невский проспект также был полон гуляющих, как аллеи московских бульваров.

Второй достопримечательностью была конка, которая, начинаясь у ж/д переезда и минуя первые ряды дач, поворачивала на восток и шла версты три, до речки Македонки.

В 1910 году в пристанционном поселке числилось 166 «недвижимых имуществ» и постоянно проживало 2700 человек, в деревне Малахове было 30 дворов, где проживало 120 жителей. В Малаховке существовало Общество благоустройства Малаховки, насчитывавшее более 50 членов.


После революции, при административном преобразовании губернии, в 1918 году, Малаховка, Жилино и окрестные деревни из Быковской волости Бронницкого уезда были переведены в новую объединенную Ухтомскую волость Московского уезда. Многие дачи были национализированы. Больше одной дачникам не оставлялось. Появился Поссовет – новый административный орган.

Братья Соколовы, не желая приспосабливаться к новой жизни, в 1918 году уезжают на юг, отступают из Ростова-на-Дону с Белой армией и эмигрируют; у Телешовых отбирают все дачи в Малаховке, и в большом доме на Покровском бульваре им оставляют две комнаты…

Полтора десятка наиболее крупных национализированных дач были переданы под детские дома, где разместили по 50 – 100 беспризорных сирот. Был создан «Детский городок», просуществовавший до ВОВ, когда он был эвакуирован в Казахстан.

Группа еврейской интеллигенции создала трудовую колонию для еврейских детей. С 1920 по 1922 год в колонии преподавал рисование всемирно признанный художник Марк Шагал. В 1934 – 1938 годы директором этой школы был известный педагог Петр Ильич Шпитальник. С ростом населения Малаховки выросла и еврейская община, была открыта синагога.

После гражданской войны, в 1923 году в Малаховке числилось 485 хозяйств, 2833 жителя, 40 десятин пахотной земли, 5 лошадей, 83 коровы. По переписи населения 1926 г. жили 4 640 человек. Общее число улиц и переулков в поселке достигло около сотни на правой стороне от железной дороги, более 60 – на левой. Возникло несколько дачных посёлков: Красная Звезда, Мосдачтрест, Май, Обрабпрос …

В довоенные годы индустриализации в Малаховке в пустующих национализированных дачах расселили значительное число вновь приехавших в Москву рабочих. Строились и многоквартирные дома в два и более этажей.

Были созданы несколько школ и детских учреждений, в том числе упоминавшийся уже «Малаховский детский городок», санаторий «Раннее детство» и др. А также несколько лечебных учреждений: поликлиника, детские и ведомственные санатории различных профилей (ревматологических, туберкулезных, для слепых и слабовидящих). В годы войны в этих лечебных учреждениях размещались госпитали для раненных. Были созданы и необходимые коммунальные службы: торговая сеть, культурные и спортивные учреждения, пожарная часть и т. д .

Усадьба Телешовых была занята филиалом Смоленского института физкультуры, преобразованным, в конце концов, в Московскую государственную академию физкультуры (МГАФК). В 1938 году храм Петра и Павла был закрыт и переоборудован в швейное предприятие. Только в 1992 году храм был возвращен верующим.

Накануне Великой отечественной войны в Малаховке числилось около 17 т. человек.

Малаховка не попала в зону военных действий, однако на её территорию были сброшены несколько бомб (см. вопоминания Т.Е. Жесько).

В годы войны все в Москве и за ее пределами хорошо знали знаменитый тогда малаховский рынок, там продавали вещи с рук – это была всемосковская «барахолка», в самом конце войны переведенная в Москву на Перовский рынок.

В послевоенные годы Малаховка всё более принимала облик подмосковного рабочего посёлка. Возникали промышленные предприятия: одним из первых появился Малаховский экспериментальный завод угледобывающего оборудования (МЭЗ), его начали строить в 1945 году, мебельная фабрика «Москвичка», комбинат «Лакокраска» и др. Развиваясь, завод МЭЗ начал строительство жилых домов для своих работников, так, в Малаховке стали появляться многоэтажки. С ростом населения возникала потребность в новых учебных зхаведениях: были построены школы № 47 и № 52.

В 1985 году Малаховка получила статус рабочего посёлка.

В настоящее время спортивная жизнь посёлка в значительной степени определяется деятельностью Московской государственной академии физкультуры. Среди выпускников МГАФК, внесших большой вклад в развитие спорта в стране, много олимпийских, мировых и европейских чемпионов.


Перестройка, начавшаяся в 1985 году, принесла серьёзные изменения в жизнь всей страны. В Малаховке появились новые предприятия (Мясокомбинат, «Волшебница», «Мастер»), оказывающие на жизнь посёлка определённое влияние, – это и занятость населения, и экономическая подпитка бюджета, которая позволила серьёзно заняться благоустройством посёлка (был перестроен старый малаховский рынок, устроен фонтан напротив рынка, цветники, аллея Лактионова, подземный переход под ж\д, «Родник», появились детские игровые площадки, аллея с подсветкой вдоль Быковского шоссе, сквер перед Культурно-досуговым центром «Союз», спортивные площадки, был модернизирован стадион «Труд», появился рынок на МЭЗе, библиотека на МЭЗе получила новое помещение, многие улицы заасфальтированы …)


В 1990-е годы началось возрождение религиозного сознания народа. Малаховский храм Петра и Павла был возвращен церкви, и началось восстановление его первоначального облика, исковеркованного за годы советской власти. В эти же годы в Малаховке появилась православная школа «Образ», существующая поныне.

В 1996 году Администрация создала Муниципальное учреждение культуры «Музей истории и культуры посёлка Малаховка». В основу музейной коллекции были положены материалы, собранные энтузиастами еще в советские времена. В 2000 году было выделено помещение для размещения музея, фонды которого значительно выросли и сейчас насчитывают около 15 тысяч музейных предметов.

К несчастью, именно в эти времена, в 1999 году сгорел Летний театр – гордость Малаховки; сейчас существует проект его восстановления.

Музыкальная школа, имеющая давние культурные традиции, с 2006 г. стала носить имя своего основателя и первого директора Леонида Иосифовича Ковлера.

Деятельность кинотеатра «Союз», построенного еще в 1970-е годы, в новые времена претерпела серьёзные изменения.

Еще есть в Малаховке Дом детства и юношества.


К архитектурным памятникам можно отнести Храм Петра и Павла (1902-1903 гг.) и здание бывшей гимназии (1908 – 1910; архитектор Даукша).

В границы муниципального образования включены земли деревень Пехорка и Овражки и прилегающие к ним районы индивидуального жилищного строительства.

В посёлке проживает 23,7 тыс. человек, из них 23,4 тыс. – городское население, 0,3 тыс. – сельское. Женское население составляет 55,9% от общего числа, мужское – 44,1%; детское – 14%, трудоспособное – 56,4%, старше трудоспособного возраста – 29,6%. Рождаемость в 2003 году – 155 человек, смертность – 274 человека.

В сфере туризма и отдыха посёлок обладает значительным оздоровительно-рекреационным и туристско-экскурсионным потенциалом.

СМИ представлены газетами “Малаховский вестник, “Наше дело”, “Планета 46”, “Сим Шолом”.

В Малаховке преобладают три наиболее распространённые в России вероисповедания – христианство, иудаизм, мусульманство.


Свой след в истории посёлка оставили братья Соколовы, А. П. Чехов, Н. Д. Телешов, приезжавшие на дачу к Телешовым: И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев; оперные актёры Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, театральный деятель И. И. Дарьяльский, актёры Малого театра и МХАТ; архитектор Л. Ф. Даукша, художники К. А. Коровин, В. И. Суриков, М. З. Шагал, М. И. Курилко; педагоги С. В. Зенченко, П. И. Шпитальник; учёные А. И. Целиков, А. А. Детлаф; врачи отец и сын Леоненко, эпидемиолог М. К. Ворошилова, хирург Герой Социалистического труда А. И. Чеботарёва; адмирал флота И. И. Исаков, малаховцами были Герои Советского Союза Н. И. Пряничников, А. И. Тимаков, Н. П. Фёдоров, В. С. Шатров, геройски погибший в Бухенвальде Юрий Ломакин. В настоящее время в Малаховке проживает И. В. Мещеряков (1922 г. р.) – академик, Герой Советского союза, Герой Социалистического труда.


Соколов (Кречетов) Сергей Алексеевич

Соколов (литературный псевдоним – Кречетов) Сергей Алексеевич (25 сентября 1878, Москва – 14 мая 1936, Париж) – владелец северной стороны Малаховки (вместе с братом П.А. Соколовым, см. этот же раздел). Адвокат, поэт, издатель, общественный деятель.

Сын присяжного поверенного. Окончил юридический факультет Московского университета. Занимался адвокатурой (был Присяжным Поверенным Округа Московской Судебной Палаты). За 9 лет до Первой мировой войны (в течение трех выборных трехлетий) состоял гласным Московского Губернского Земства.

Состоял секретарём и участником различных банковых синдикатов и учредительских групп по разным железнодорожным проектам. В 1913 году был избран в правление «Общества потребителей» в Быково.

В 1903 году Сергей Алексеевич Соколов основал в Москве издательство «Гриф», в котором издавались книги А .Блока, А. Белого, И. Анненского, В. Ходасевича, И. Северянина и других поэтов. «Кречетов, очевидно, влёк их импонирующей внешностью, любовью к пышным фразам, умением при случае блеснуть ораторскими способностями и, вообще, явной своей приверженностью к так называемому декадентству», вспоминала Н.И. Петровская, характеризовавшая его как «светского и уравновешенного человека», «всегда вывозившего на своих плечах людей, не знающих, как себя в некоторых случаях вести».

Сам Соколов печатался под псевдонимом Сергей Кречетов. В 1907 году вышел первый сборник стихов Соколова – «Алая книга», в 1910 году – второй сборник «Летучий Голландец». А.А. Блок невысоко ценил поэтическое творчество Соколова, назвав его первый стихотворный сборник «…почти сплошной риторикой». Рецензия Блока на сборник «Летучий Голландец» была более благосклонной: «…вторая книга его стихов и по строгости выбора и по форме значительно превосходит первую. Здесь С.Кречетов уже не только искусно подражает, он порою преломляет по-своему напев и размеры других поэтов». Отдавая Соколову должное, Блок отмечал: «Несмотря на то, что С.Кречетов не нашел своего, ему одному принадлежащего, мира, надо признать, что он любит мир поэзии вообще, и любит его по-настоящему, заветной любовью. Если он не поэт, то у него есть заветное в искусстве».

Редактировал в Москве журналы «Искусство» (1905), «Перевал» (1906-1907), «Золотое руно» (первая половина 1906 г.)

В начале Первой мировой войны С.А. Соколов ушёл добровольцем в армию в качестве прапорщика запаса полевой легкой артиллерии. Был на фронте около года. Участвовал в двух походах на Восточную Пруссию и во многих боях. Весной 1915 года был тяжело ранен в голову и попал в плен к немцам, где находился более 3 лет (в это время вышла книга его очерков «С железом в руках, с крестом в сердце»), а после Брестского мира в 1918 г. вернулся в Москву. Свою военную деятельность Сергей Алексеевич Соколов закончил в чине поручика.

Весной 1919 года поступил в Добровольческую армию, писал агитационные антибольшевистские статьи и брошюры («Хитрая механика», «Обманутым братьям в красные окопы» и др.). Был соредактором журнала «Орфей».

В 1920 г. Соколов уехал в Париж (там был одним из создателей «Братства Русской Правды»), а с 1922 г. жил в Берлине, где руководил издательством «Медный всадник», издававшем произведения писателей-эмигрантов. В 1922 году вышел альманах «Медный всадник».

В 1924 (1922?) вышел ещё один сборник стихов Соколова-Кречетова «Железный перстень».

В Берлине Сергей Алексеевич также был одним из руководителей масонской ложи «Великий Свет Севера»; по его рекомендации в ложу вступили некоторые известные литераторы. В 1934 году, уже в гитлеровские времена, он был выдворен из Берлина; поселился в Париже.

Первой женой Соколова-Кречетова была Нина Петровская (см. раздел V), второй женой – актриса немого кино Лидия Рындина (см. раздел IV).

Умер в Париже в 1936 году от опухоли мозга.


Источники:

  1. «Русский Берлин», Москва, изд. «Русский путь», 2006 год. Стр. 289 – 290.
  2. Stanford Slavic Studies, volume 9. Stanford, 2005.
  3. «Русские писатели. 1800-1917» Том 3 (К-М). Москва. Научное издательство «Большая Советская Энциклопедия». Научно-внедренческое предприятие «Фианит». 1994.
  4. В. Ходасевич. «Памяти Сергея Кречетова».
  5. «Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1999 в шести томах.» Том 3 (И-К). Москва, 2001.
  6. Минувшее. Исторический альманах. Том 8. (Открытое общество «Феникс». Москва, 1992). Стр. 21, 38, 65, 99.
  7. «Малаховский Вестник», №1 за 1913 год. № в фондах 803/1-14. Страница 12.
  8. ЛН (Литературное Наследство), т. 92, кн. 1(1980 г.). Стр. 628, 653.